Дайджест 2
От привлечения к вовлечению
Август-сентябрь 2022
От изучения запросов аудитории — к реализованным проектам
В августе-сентябре 2022 года проводилась проектно-образовательная лаборатория «От привлечения к вовлечению. Социокультурные подходы в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях».
Организатор программы — Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Разработчик и оператор программы — Ассоциация менеджеров культуры.
Тематика и наполнение Лаборатории в этом году тесно связана с принятием новой стратегии Фондом. В ней выделена такая важная целевая аудитория, как дети и подростки на малых территориях. В работе с ними мы хотим опереться на местные силы, на лидеров. И общими усилиями создать такую новую развивающую среду, где у каждого ребенка будет возможность найти увлечение, гармонирующее с его внутренним миром. И, повзрослев, крепко стать на ноги и прожить достойную содержательную жизнь!
руководитель программ Фонда Тимченко
Елена Коновалова,
"
руководитель Проектно-образовательной лаборатории «От привлечения к вовлечению», исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры
Инна Прилежаева,
Социокультурный подход в работе с детской и юношеской аудиториями дает нам технологию целенаправленной работы с социально-культурным ландшафтом, которая учитывает максимально возможный набор ситуаций, процессов и контекстов как во внутренней среде (организации), так и во внешней. Это делает проектирование одним из наиболее эффективных инструментов инициирования и запуска изменений — а именно в этом сейчас ощущается острая потребность, так как очевиден разрыв между существующими практиками в системе образования и культуры в работе с поколениями 2000+ и реальными потребностями этих аудиторий и актуальной повестки.
"

Выделяя 4 трека в программе Лаборатории, мы отлично сознавали, что границы разделения не могут быть четкими, они проницаемы. Кейс, в котором значима тема профессионального самоопределения подростков и молодежи (трек «Человек и дело»), на самом деле можно рассмотреть и с позиций самопознания личности (трек «Человек с собой и миром»), и с позиций взаимоотношения с локальной территорией (трек «Человек и место»). Эта потенциальная комплексность фокусов многое говорит о том, насколько многогранен может (а скорее — должен) быть проект, спроектированный в ответ на запросы целевой аудитории.
куратор Проектно-образовательной лаборатории «От привлечения к вовлечению», руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры
Юлия Мацкевич,
"

#ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Екатерина Павленко
Аналитик Центра социологии культуры Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
#Тезисно
  • На каждого школьника, на то, что он думает о системе образования, своих возможностях в ней и своих планах, влияет множество социальных факторов. Условия и ситуация каждого отдельного школьника — уникальное сочетание таких факторов. Нет инструментов, подходящих для всех.
К таким факторам относятся уровень образования родителей, уровень социального, экономического и культурного капитала семьи, пол, регион проживания, тип населённого пункта, школа и многое другое. Образовательная траектория школьников (куда и в каком возрасте поступать) тоже строится на пересечениии одновременно нескольких измрений.

  • В современном мире профессию не выбирают на всю жизнь, а конструируют карьеру из нескольких профессий и разного образования.

Это подразумевает более проактивную позицию самого конструирующего карьеру человека. Это продиктовано изменениями на рынке труда, изменениями экономики (с индустриальной на информационную и сервисную) и распространением подхода к образованию как к обучению в течение всей жизни (lifelong learning), а не как к одному из её этапов.

Организация экономического и социального развития (ОЭСР) выделяет такие цели профориентации для современного рынка труда: развитие способности быть трудоустраиваемым (employability) взамен единичного факта трудоустройства (employment), развитие навыков управления карьерой (career management skills), умение ориентироваться в информации о рынке труда, получение информации о возможных работах и карьерных траекториях, в частности, локальных, а также практическое знакомство с профессиями.

Молодым людям сегодня не хватает этих навыков, особенно тем, кто живет вне мегаполисов (Musset, P., & Kurekova, L. M. (2018). Working it out: Career Guidance and Employer Engagement. OECD).

  • Разные подростки по-разному понимают, что значит взрослеть, что такое взрослая жизнь — и именно это формирует их представления о том, какое образование им нужно для этой жизни. Образование пониманиется по-разному, его интерпретация не универсальна.

  • Разные группы школьников по-разному понимают, что их ждёт во взрослой жизни. И это накладывает отпечаток на то, как они принимают решения сегодня. Если представления о взрослой жизни расширять, менять, разнообразить, то, возможно, у школьников появится больше вариантов будущего для себя.

ЕВГЕНИЯ СТРАТИЙЧУК
Практикующий психолог, исследовательница антибуллинговых программ и ведущая книжного клуба против травли «Только не я» Государственного литературного музея
КАК СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ЕСЛИ МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?
#Тезисно
При создании проекта для подростков следует учитывать:
  • Мы привыкли называть «подростковым возрастом» и младший подростковый возраст (11−14 лет), и старший подростковый возраст (15−18 лет). Однако это два разных возраста, каждый со своими особенностями.
  • Для всех современных подростков характерно представление о собственной идентичности как об изменчивой, не статичной. Это касается профессиональной идентичности: подросток не выбирает профессию навсегда, скорее, он выбирает навыки, которые могут пригодиться в разных сферах. Также это касается социальных ролей и даже собственных качеств: подростки могут легко переключаться с одной роли или образа на другую (другой) и допускают большие изменения в своей личности в будущем или под влиянием социальных условий.
  • Программа для подростков должна опираться на изучение целевой аудитории и анализ её потребностей. Даже если вам кажется, что вы хорошо знаете аудиторию, лучше поговорить с её представителями и задать им разные вопросы, даже те, на которые, по-вашему, вы знаете ответ.
Как проводить анализ потребностей аудитории?

Возьмите интервью:
  • Поговорите не только с теми, кто ходит на ваши программы и хорошо к вам относится. Поговорите и с теми, кто вообще никогда у вас не был. И обязательно поговорите с теми, кто перестал ходить.
  • Сделайте полуструктурированное интервью. Сначала определите цель интервью, потом сформулируйте несколько ключевых для вас вопросов. К каждому ключевому вопросу придумайте несколько дополнительных вопросов, которые помогут вам разговорить тех, кто не знает, что сказать. Не забудьте выделить время: 1) на установление контакта — в начале; 2) на благодарность за участие в интервью — в конце.
  • Пригласите к участию в подготовке интервью создателей программы. Так вы получите точные вопросы, которые волнуют тех, кто будет работать с подростками. А вот непосредственно беседовать и обрабатывать результаты лучше попросить того, кто напрямую в результатах программы не заинтересован. Это поможет достичь большей объективности.

Также можете использовать наблюдение, однако и для него нужен удобный бланк, в котором можно будет зафиксировать ответы на интересующие вас вопросы (их надо придумать заранее).

Опросы и анкетирование стоит использовать только для прояснения небольших вопросов, когда у вас уже есть общее понимание своей аудитории и ее запросов.

Как лучше всего сделать программу для подростков?
  • Привлеките подростков к созданию программы. Используйте лестницу Р. Харта, чтобы определить, какую роль вы предлагаете подросткам.
  • Дайте подросткам возможность разной вовлечённости в проект: так к вам попадут не только лояльные участники.
  • Вопросы, ответы на которые подросткам важно услышать до начала сотрудничества:
  1. Что надо делать и какие результаты будут достаточными?
  2. Сколько времени потребуется и как можно будет выйти из проекта?
  3. Кто будет участвовать и какие отношения будут между участниками?
  4. Что участие в разработке даст конкретному подростку?

АЛЕКСЕЙ ФЕДОСЕЕВ
Президент Ассоциации участников технологических кружков, руководитель инфраструктурного центра Кружкового движения Национальной технологической инициативы
#Тезисно
  • Вопрос «А ты гуманитарий или технарь?» и аналогичные ему формируют редуцированное представление о мире. Цельное восприятие мира формируется благодаря междисциплинарным областям знания.
  • Вопреки стереотипам, не только в гуманитарных, но и в технологических проектах в приоритете — развитие способностей понимать других, выражать свои мысли, рефлексировать по поводу своих действий.
  • В России никогда не будет достаточного оснащения и возможности сделать фаблаб в каждой сельской школе. Проблему дефицита в технологическом оснащении организаций на малых территориях можно преодолеть с помощью сетевой работы. Выстраивайте взаимодействие и партнерские отношения с более крупными городами или институциями с лучшим оснащением. Жить сетево — это жить в партнерствах и совместных проектах, в переиспользовании пространств и шеринге ресурсов.

#НА ПРАКТИКЕ

В дайджесте представлен краткий авторизованный пересказ выступлений 16 спикеров Лаборатории. Проекты, о которых они рассказывали, разделены по тематическим трекам программы и сопровождаются общими вводными комментариями модераторов треков. В заставке каждого проекта даны несколько ключевых вопросов, на которые отвечает проект.

Для удобства восприятия информации проекты описаны по шаблону: идея, аудитория, проблема и результаты проекта. Проиллюстрированы фотографиями и дополнены прямой речью авторов.

Для того чтобы познакомиться с проектами подробнее, можно воспользоваться гиперссылками на онлайн-ресурсы: сайты и соцсети. А также можно посмотреть запись каждой встречи открытого лектория на главной странице лендинга Лаборатории https://lab.cultmosaic.ru/#lecture
ТРЕК
#Человек и место
От модератора трека
Анна Щербакова
Представленные проекты обозначают следующие тенденции в вовлечении детей, подростков и молодежи в исследование и предъявление территории: расширение понятия «краеведение» — не только изучение истории региона, но и исследование современности; стремление не только поделиться новыми компетенциями, но и проявить экспертность подростков и молодежи в исследовании региона, его истории и среды; умение реагировать на запросы целевой аудитории и развивать их в логике проекта.
Как с помощью проекта дать подросткам роль экспертов в изучении и представлении городской среды? Как предложить им новые формы участия в изменении своего малого города?
Как включить подростков в разработку общественных пространств своего села? И при этом «вынести» тематику музея за пределы его стен?
Как использовать навыки школьников по работе с цифровым оборудованием на благо сохранения наследия? И соединить техническую работу с познанием и размышлением?
Как включить подростков в культурную жизнь города? И при этом найти понятный язык для разговора об актуальном искусстве, не блокирующий в этом поле их активность?
ТРЕК
#Человек и социум
От модератора трека
Дмитрий Мухин
В проектах дети, подростки, молодежь имеют возможность попробовать себя в разных ролях, стать частью команды, что необходимо для поиска себя и своего места в мире. Дети, подростки активно участвуют в создании продукта, приобретают новые навыки, становятся «лицом» территории, и что важно — чувствуют внимание и уважение со стороны взрослых. В результате соучастие становится ценностью для всех участников.
Как организовать публичный разговор о семье и о деле жизни, приверженцами которого были несколько ее поколений? Можно ли это сделать средствами музейной экспозиции?
Как сделать восстановление промышленного объекта способом разговора с сообществом о волнующих проблемах? Как поступательно и вместе с подростками и молодежью искать пути их решения?
Как дать детям и подросткам в руки реальное дело, способствующее социально-экономическому развитию локальной территории — их малой Родины?
Как соединить институциональные задачи музея с задачами самореализации конкретных молодых людей? Действительно ли волонтеры могут дать импульс развитию организации?
ТРЕК
#Человек и дело
От модератора трека
Анастасия Мишина
Разговор шел о о том, как через участие в культурных проектах молодая аудитория находит для себя то дело, которым ей по-настоящему интересно сейчас заниматься. Общая встреча была посвящена обсуждению тех навыков, которым можно научить участников проектов, и тех, которым можно научиться у них. Также речь шла о партнерствах между организациями как о движущей силе развития проектов для молодой аудитории.
Как сделать молодежь в городе «видимой», предоставив ей свободу самовыражения в новом общественном пространстве — площадке актуальной культуры?
Как поменять модель взаимодействия с подростками — от пассивного удовлетворения их запроса до вовлечения их в актуальную проектную деятельность?
Как «вручить» подросткам и молодежи право на свой город и на самостоятельную организацию в нем собственного досуга?
ТРЕК
#Человек с собой и миром
От модератора трека
Анастасия Шипицина
Проекты трека очень разнообразны: их авторы предлагают детям, подросткам, молодежи попробовать себя в социальном театре, современном искусстве, стендапе, исторических исследованиях, медиасфере, разных творческих практиках. Однако их объединяет важная составляющая — желание помочь подростку обсудить волнующие ЕГО вопросы, найти контакт с собой, сверстниками, родителями, подумать о своём месте в родном городе или большом мире. Каждый проект создаёт площадку для доверительного разговора, помогает участнику раскрыться и при помощи творчества осознать свои чувства и эмоции.
Как подтолкнуть старшеклассников к чтению качественной литературы, проговаривая сложные темы из прочитанного через стендап?
Что такое безопасное пространство для самовыражения, образования и развития подростков? По каким принципам оно создается, чтобы подростки чувствовали: здесь их всегда ждут и здесь они могут выбрать занятие по душе?
Как создать поле для проблемного разговора о городе с подростками? Может ли современный художник стать значимым взрослым для тинейджеров?
Как в наследии найти повод обсудить сегодняшние проблемы с молодежью? Как музею выработать общий язык для разговора с «непосетителями»?
Как использовать механизм культуры (форум-театр) для разрешения назревших межпоколенческих конфликтов? Какие достоинства имеет этот формат для «проговаривания» сложных, некомфортных тем и выработки конфликтующими сторонами общего языка?

#ЛАБОРАТОРИЯ: ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ

#ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ: рекомендации экспертов

Рекомендует социолог Екатерина Павленко
  • О теоретических и практических подходах к карьерному консультированию в системах школьного и послешкольного образования в России, а также в тех странах, где оно развито наиболее сильно:
«Современная аналитика образования». Вып. 2 (51): Карьерное консультирование в современном мире: Теории и практики в России и за рубежом. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2021. читать >>

  • О том, что для разных групп школьников по-разному работают факторы неравенства:
Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391−421. читать >>

  • О том, какие факторы влияют на уровень успеваемости школьников, особенно с высокой успеваемостью:
Богданов М. Б., Лебедев Д. В. Структура успеваемости российских школьников и группы школьников с высокой успеваемостью // В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMSHSE) / Отв. ред.: П. М. Козырева. Вып. 9. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 157−174.

  • О том, как как отличается понимание взросления у подростков, находящихся в разных стартовых условиях, и какие ограничения это накладывает на формирование образовательных и карьерных траекторий:
Павленко Е. С., Якубовская А. А. Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 376−390. читать>>
Кондратенко В. А., Кирюшина М. А., Богданов М. Б. Образовательные притязания российских школьников: факторы и возрастная динамика Т. 1(26). М.: НИУ ВШЭ, 2020. читать >>

Рекомендует психолог Евгения Стратийчук
Руководство по исследованиям посетителей музея. М.: Политехнический музей, 2016. читать >>

Кошелева Н. Оценка с участием детей. [Электронный ресурс] читать >>

Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. М., 2012. читать >>

Рекомендует Алексей Федосеев, лидер Кружкового движения Национальной технологической инициативы
Онлайн-журнал «Кружковое движение» — ресурс сообществ технологических энтузиастов, работающих в детско-взрослых командах читать >>

Проект «Практики будущего» — объединяет носителей передовых технологий со школьниками для анализа актуальных проблем и создания инновационных решений читать >>

Рекомендует Анастасия Мишина, эксперт Лаборатории — модератор трека «Человек и дело»
Научные исследования, подтверждающие универсальность навыков, приобретаемых детьми и подростками в культурных проектах:

  • Результаты исследования того, как влияет изучение искусств студентами на их академическую успеваемость и социальные достижения (Вашингтон, 2002), обобщенные в дайджесте «How the ARTS Benefit Student Achievement» 2006 читать >>

  • Статья о лонгитюдном исследовании Музея Гуггенхайма, прослеживающем влияние обучения искусствам на грамотность учащихся начальной школы, в том числе, взаимосвязь между занятиями музыкой и развитием пространственно-временного мышления и успехами в математике читать >>

  • Исследование по итогам программы «Measuring the Impact of Museum-School Programs: Findings and Implications for Practice», с акцентом на практических результатах читать >>

  • О том, что участие в культурных проектах помогает развивать различные навыки не только у юной аудитории, но и у авторов проектов — сотрудников музеев и библиотек читать >>
Благодарим экспертов и проектировщиков, принявших участие в создании дайджеста:
Эксперты-тьюторы

  • Дмитрий Мухин (Вологодская область)
  • Анастасия Мишина (Москва)
  • Анастасия Шипицина (Пермский край)
  • Анна Щербакова (Иркутская область/ Приморский край/ Москва)
Эксперты

  • Ольга Карпова (Москва)
  • Михаил Гнедовский (Москва)
  • Наталья Гомберг (Москва)
  • Мария Привалова (Москва)
  • Дмитрий Рогозин (Москва)
  • Екатерина Павленко (Москва)
  • Евгения Стратийчук (Москва)
  • Алексей Федосеев (Москва)
  • Анастасия Жукова (Санкт-Петербург)
Спикеры, представившие кейсы проектов

  • Иван Попов (Иркутск, Иркутская область)
  • Мария Филатова (Владикавказ, Северная Осетия)
  • Дмитрий Андреев (Данилов, Ярославская область)
  • Виктория Кандыбина (село Черный Отрог, Оренбургская область)
  • Мария Кислина (село Лох, Саратовская область)
  • Дмитрий Грушевский (Тульская область)
  • Дмитрий Мухин (Вологодская область)
  • Валерия Мелованова (Урюпинск, Волгоградская область)
  • Лидия Лобанова (Москва)
  • Александра Дорофеева (Железногорск, Курская область)
  • Марина Критская (Вологда, Вологодская область)
  • Анастасия Князева (Полярный, Мурманская область)
  • Ольга Аристова (Приморский край)
  • Марина Ефимова (Нижегородская область)
  • Елена Погоржальская, Любовь Михайленко (Пермский край)
Дайджест подготовлен командой Ассоциации менеджеров культуры
Руководитель проекта: Инна Прилежаева

Аналитический редактор: Юлия Мацкевич

Координатор, редактор: Оксана Маркечко

PR-координатор: Оксана Власова

Дизайн, верстка: Яна Войнаровская

Корректор: Марфа Хромова-Борисова