- На каждого школьника, на то, что он думает о системе образования, своих возможностях в ней и своих планах, влияет множество социальных факторов. Условия и ситуация каждого отдельного школьника — уникальное сочетание таких факторов. Нет инструментов, подходящих для всех.
К таким факторам относятся уровень образования родителей, уровень социального, экономического и культурного капитала семьи, пол, регион проживания, тип населённого пункта, школа и многое другое. Образовательная траектория школьников (куда и в каком возрасте поступать) тоже строится на пересечениии одновременно нескольких измрений.
- В современном мире профессию не выбирают на всю жизнь, а конструируют карьеру из нескольких профессий и разного образования.
Это подразумевает более проактивную позицию самого конструирующего карьеру человека. Это продиктовано изменениями на рынке труда, изменениями экономики (с индустриальной на информационную и сервисную) и распространением подхода к образованию как к обучению в течение всей жизни (lifelong learning), а не как к одному из её этапов.
Организация экономического и социального развития (ОЭСР) выделяет такие цели профориентации для современного рынка труда: развитие способности быть трудоустраиваемым (employability) взамен единичного факта трудоустройства (employment), развитие навыков управления карьерой (career management skills), умение ориентироваться в информации о рынке труда, получение информации о возможных работах и карьерных траекториях, в частности, локальных, а также практическое знакомство с профессиями.
Молодым людям сегодня не хватает этих навыков, особенно тем, кто живет вне мегаполисов
(Musset, P., & Kurekova, L. M. (2018). Working it out: Career Guidance and Employer Engagement. OECD).
- Разные подростки по-разному понимают, что значит взрослеть, что такое взрослая жизнь — и именно это формирует их представления о том, какое образование им нужно для этой жизни. Образование пониманиется по-разному, его интерпретация не универсальна.
- Разные группы школьников по-разному понимают, что их ждёт во взрослой жизни. И это накладывает отпечаток на то, как они принимают решения сегодня. Если представления о взрослой жизни расширять, менять, разнообразить, то, возможно, у школьников появится больше вариантов будущего для себя.