Лидия ЛОБАНОВА
КАСКАД. ПРОЕКТ КАК МЕТОД
Москва/ Апатиты/ Мурманск/ Тверь/ Новосибирск
АНО «Каскад. Проект как метод»
Как поменять модель взаимодействия с подростками — от пассивного удовлетворения их запроса до вовлечения их в актуальную проектную деятельность?

Лидия Лобанова
Мы не воспитываем художников, мы учим ребят работать с реальностью. Главный эффект программы — сдвиг восприятия у подростков: мир, который тебя окружает, сделан такими же людьми, как ты. Ты тоже можешь менять его так, как считаешь нужным, правильным и полезным.

аудитория проекта

Подростки 13−18 лет.

Проблема

Подростки не включены в культурную жизнь своих городов, не ориентируются в культурных кодах, институциях. Социологические данные показывают, что за 2014−2015 годы 45% подростков Москвы не посетили ни одного общегородского праздника. В свою очередь, учреждения культуры испытывают трудности в работе с этой аудиторией, поэтому предлагают мало подростковых (и еще меньше — интерактивных) программ.

Проектная идея

Проектная работа с подростками — это выход на новый уровень: прямое влияние на степень вовлечения будущей аудитории и ее качественный рост.
Инициатива «Каскад. Проект как метод» позволяет менять модель взаимодействия с подростками — от пассивного удовлетворения запроса к проектной деятельности в актуальном контексте.
Фокус программы:
  • помочь подросткам найти неконфликтые (непротестные) формы осмысления окружающей среды и представления того, как они видят направления ее потенциального развития;
  • изменить структуру досуга подростков в городе — дать дополнительную возможность проявлять свой творческий потенциал в комфортных современных условиях (с потенциалом распространить этот опыт в последующем на другие площадки в городе);
  • переключить формат «посетитель музея» на формат «соавтор» нового музейного/городского продукта/проекта.

Результаты

Ежегодно в течение пяти лет подростки под руководством тьюторов и приглашенных кураторов получают возможность реализовать собственный проект в настоящем музее, галерее или на другой культурной площадке. Программа устроена таким образом, что первая ее часть направлена на поиск внутреннего исследовательского запроса участников, выход за рамки шаблонных ответов и ожидаемых в школе и дополнительном образовании результатов. Вторая часть дает инструменты для критического анализа своей идеи и выражении ее в наиболее подходящей форме.
Первоначально реализованный в Москве, проект, переименованный в «Каскад. Регионы», вышел также в другие города: Апатиты, Мурманск, Тверь, Новосибирск.

еще кейсы...