ВИКТОРИЯ КАНДЫБИНА
ЗАБОРИСТЫЙ МУЗЕЙ
Оренбургская область,
Саракташский район, село Черный Отрог
Музей Черномырдина
Как включить подростков в разработку общественных пространств своего села? И при этом «вынести» тематику музея за пределы его стен?

Виктория Кандыбина
Нужно иметь изначально большую цель и высокие амбиции. И уже из этой позиции делить работу на более мелкие задачи и проекты. Да, путь начинается с ближайшей ступеньки, с чего-то посильного и малого, но очень важно понимать, куда мы придем в конце.

аудитория проекта

Первоначально проект был больше ориентирован на сельских активистов, готовых включиться в работу со средой и/или имеющих опыт благоустройства придомовых территорий. Но костяк аудитории собрался из подростков. Так проект показал команде, что подростки — это большая сила и свободные идеи.

Проблема

Отсутствие целостного визуального образа территории Черного Отрога. Противоречие между амбициями музея, масштабом личности его героя и эстетическим несовершенством окружающей сельской среды.

Проектная идея

Изменить сельскую среду к лучшему, в частности, оформить зоны гостеприимства — «вынести» экспозицию из музея в уличное пространство. Обсудить темы, которые могли бы лечь в основу облика Черного Отрога:
  • земляк Виктор Черномырдин и его афористические выражения,
  • мастерицы-пуховницы и оренбургский пуховый платок,
  • первопоселенцы и освоение степного фронтира.
Выбрать одну из них и разработать ее с участием местных краеведов, активистов, подростков (приоритет дали последней теме; две оставшиеся также не были забыты и нашли воплощение в других проектах).

Результаты

Публичный итог проекта, предъявленный односельчанам и туристам, — Площадь Первых, символическая точка отсчета для Черного Отрога, созданная в центре села. Но главной ценностью проекта авторы считают факт обращения музея и местного сообщества к стратегической работе.
Небольшой проект дал возможность команде собрать заинтересованных жителей на стратегические сессии, «прощупать» и идеи, и аудиторию. Например, были выслушаны предложения подростков, и ребятам дали самостоятельно осваивать пространство села, получая при этом новые знания и ресурсы. Так зародилась идея другого проекта — «Школа сельского урбаниста». Благодаря ему черноотрожские подростки выиграли гранты на реализацию своих проектов: создание уличных выставок, реорганизацию парка, ремонт детской площадки, оформление футбольного поля и волейбольной площадки и др.

еще кейсы...